В рамках образовательного проекта EdTech Retail от IT-интегратора Первый Бит провели >25 мероприятий с руководителями сетей Zolla, Жизньмарт, РИВ ГОШ и др. На мероприятиях мы обсуждали актуальные темы:
  • проблемы масштабирования,
  • сложности в соблюдении требований законодательства,
  • выживание в условиях конкуренции за покупателя и др.

В этой статье мы расскажем руководителям торговых сетей и предпринимателям, думающим об открытии нового бизнеса, о 3-х кейсах, с которыми столкнулись наши заказчики.
Какие вызовы стоят у руководителей торговых сетей в 2023 году?
Обзор 3-х кейсов

Бизнес: региональная продуктовая розничная сеть из 10 магазинов.
Формат: магазины у дома.
Штат IT: на аутсорсинге или небольшой штат (может быть 1 сисадмин).
Вызов: открыть в 2023 г. 10 новых магазинов, из которых 5 в другом регионе.

Проблема:
На открытии 10-го магазина нарушился обмен данными о продажах и актуальных остатках с розничных точек в центральный офис. Например, в 2022 г. произошла существенная ротация ассортимента, и новые заказы с новыми ценами поступают в центральный офис ежедневно (вместо привычной закупки 1 раз в неделю). Необходимо оперативно отражать изменения по ценам, чтобы быстро ввести ассортимент в продажу и избежать ситуации продажи в минус. Компания стремится минимизировать потери, но не знает, что делать. При выборе решения для автоматизации компания доверилась аутсорсеру, который имел опыт работы с небольшими сетями, но в данном случае его компетенции оказалось недостаточно, и руководитель обратился к нам.

Запрос:
Не будет ли еще больше проблем с обменом в случае подключения новых магазинов на текущем программном обеспечении?

Решение:
Мы провели диагностику текущего IT-ландшафта и выявили проблемы в организации кассовой линии, товароучета при работе с себестоимостью и складами. Ранее кассовое ПО “1С:Комплексная автоматизация” достаточно хорошо справлялось с их нагрузкой. Но при масштабировании сети мы порекомендовали перейти на ПО “Artix Solutions”, что позволит клиенту поддерживать справочники в актуальном состоянии, а также конфигурировать, контролировать состояние кассового оборудования и решать инциденты удаленно благодаря централизованной поддержке.

Вывод:
Если Вы задумываетесь об автоматизации бизнеса, в первую очередь рекомендуем обратиться в компании с опытом реализации таких проектов. На старте логичен запуск с профессионалами, а для дальнейшей поддержки - специалисты на аутсорсинге.
КЕЙС 1: ПРОБЛЕМА МАСШТАБИРОВАНИЯ
Бизнес:
Торговая сеть из 20-ти магазинов продуктов питания, работающая в 2-х регионах.
В нескольких магазинах есть кассы самообслуживания.
Планирует сотрудничать с сервисами доставки и выйти в онлайн.
В ассортименте много маркированных и акцизных товаров: вода, молоко, пиво, крепкий алкоголь, свежее мясо и т.д

Вызов:
Каждая новая маркировка товаров вызывает большие сложности в интеграциях и подключении. Были нарушения требований маркировки, которые могли обернуться штрафами для сети. На вопросы “Почему так происходит” IT-отдел отвечает: “У нас старая версия ПО, в которой нет таких возможностей. Ждите релиз”.

Проблема:
Что сделать, чтобы соблюдать требования законодательства в дальнейшем и не получать штрафы?

Решение:
Вариантов решения может быть несколько. Нельзя сходу рекомендовать перейти на последнюю версию платформы/релиза или на новый программный продукт. Мы знаем компании, которые достаточно сильно кастомизировали (доработали) свое решение, и оно отлично решает большую часть задач бизнеса. И всё же возникают ситуаций, с которыми оно не справляется. Проблема может заключаться в высокой загрузке команды разработчика/внешнего подрядчика или в отсутствии компетенции по решению таких задач.

В текущей ситуации мы подключили наших экспертов в команду развития и взяли на себя поддержку требований законодательства. Дополнительно обсудили необходимость проведения код-ревью и работу с производительностью, т.к выяснили, что у клиента есть проблемы с быстродействием.

Вывод:
Развитие инхаус-продуктов и создание внутренних IT-подразделений - это закономерный шаг в развитии бизнеса торговых сетей. Сейчас в тренде коллаборации и партнерства с IT-интеграторами и вендорами, создание совместной аутсорсинговой базы, обмен опытом, решение таких вопросов, как в этом кейсе, или вопросов маркировки и импортозамещения. Основная ценность такого сотрудничества - это высокая скорость решения вопросов.

Бизнес:
Региональная продуктовая сеть с вкусной кулинарией и выпечкой.
Ранее покупателей было много, но в последнее время трафик стал падать, и средний чек значительно снизился.
Анализ показал, что покупатели продолжают приходить к вам за выпечкой и оливье, но бананы и молоко берут в другом месте.

Вызов:
Как выиграть у федеральной сети, сделав ставку на правильные цены и работу с лояльностью покупателей?

Решение:
  1. Проанализируйте рекламную стратегию и сделайте ставку на свои кулинарию и выпечку. Сделайте предложение с акцентом не на бананы, а на горячие круассаны и вкусный кофе.
  2. Если нужно оставить ассортимент товаров у дома и позиционироваться как товары по доступным ценам, то необходимо подключать различные стратегии ценообразования в зависимости от класса товаров (KVI, Back Basket и т.д). А также использовать специальные решения как для мониторинга, так и для управления ценами. В данном случае у клиента был настроен парсинг цен, и мы дополнительно подключили умную кластеризацию товаров, настроили стратегии ценообразования для товаров KVI под конкурентов и интеллектуальное ценообразование для товаров Back Basket под спрос. В совокупности это привело к позитивным результатам.

Вывод:
Большинство компаний в стратегии позиционирования и ценообразования ориентируются на конкурентов. С одной стороны это понятно, с другой стороны бизнес находится в постоянном стрессе. Выжить становится тяжелее, когда у сети четко не проработана стратегия позиционирования, не хватает закупочной силы, чтобы предложить привлекательные цены для клиентов, не хватает ресурсов для мониторинга. Если Вы решили включаться в конкурентную борьбу, поддерживать Ваше предложение привлекательными ценами, то рекомендуем рассматривать специализированные решения, например, систему динамического ценообразования “Imprice”.

КЕЙС 3: КАК ВЫЖИТЬ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ ЗА ПОКУПАТЕЛЯ
КЕЙС 2: РАБОТА С ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В качестве бонуса делимся с Вами видеозаписями образовательного проекта EdTech Retail о развитии торговой сети в вопросах, которые обсуждали в этой статье. Переходите по ссылке и забирайте подарок!
В этой статье мы рассмотрели небольшую часть кейсов и не коснулись вопросов выхода в онлайн, замены иностранного ПО, организации работы склада, доставки товаров и многих других. Если Вы столкнулись с похожими ситуациями, хотите узнать какие решения сейчас используют ритейлеры, или у Вас есть другие вопросы, запишитесь на дискавери-встречу с лидером практики корпоративного ритейла Алексеем Лапшиным.

остались вопросы?
Хотите попробовать продукт или остались вопросы по функционалу? Оставьте заявку